Виды и классификация сварных швов

Виды и классификация сварных швов

Сварной шов – соединение, выполненное при помощи сварки 2 и более элементов. Его классифицируют по ряду признаков:

  • вид соединения. Каким образом соединяются детали;
  • положение шва в пространстве. Как осуществляется сварка;
  • расположение относительно нагрузок. Как направлены усилия по отношению к местам соединения;
  • форма. Количество наплавляемого металла;
  • число слоев;
  • направление шва.

Виды соединений

По виду соединений выделяют следующие сварные швы:

  • Стыковые. Детали располагаются в одной плоскости (допускается небольшое смещение по высоте). Это одна из наиболее распространенных разновидностей соединения. Стыковые сварные швы хорошо выдерживают статические и динамические нагрузки и не поддаются деформациям.
  • Внахлестку. Детали заходят одна на другую. Шов может накладываться с одной или двух сторон. Второй вариант более надежен, так как предоставляет возможность снизить требования к точности подгонки стыков.
  • Угловые. Детали располагаются под определенным углом друг к другу.
  • Тавровые - когда торец одной детали приставляется к плоскости другой детали. Сварка осуществляется с обеих сторон. Такой вариант используют в строительстве для возведения колонн, ферм и схожих объектов.
  • Прорезные. Разновидность сварки внахлест используется, когда не хватает обычной длины шва. В одной из деталей может прорезаться отверстие или формироваться паз, что увеличивает протяженность сварки.
  • Торцевые. Свариваются подготовленные кромки двух приложенных друг к другу листов металла.
  • Соединение электрозаклепками. Довольно редкий вид сварки. В верхней части соединяемой детали формируется отверстие. Через него приваривается нижняя деталь и заполняется вся образовавшаяся полость.

Положение в пространстве

Виды соединений по положению в пространстве:

  • Нижнее положение. Наиболее простая разновидность. Детали находятся на горизонтальной плоскости, а корневая часть шва – внизу.
  • Горизонтальное соединение. Сварка по наклонным и вертикальным поверхностям. Шов формируется в горизонтальном направлении.
  • Вертикальное соединение. Шов формируется сверху вниз или наоборот.
  • Потолочное соединение. Корневая часть шва находится выше остальных. Это самый сложный вид сварки, так как помимо неудобного положения требуется избегать контакта с капающим металлом.

Существуют комбинированные варианты, объединяющие несколько положений наложения шва.

Относительно нагрузок

По положению относительно прилагаемых усилий выделяют 4 вида швов:

  • фланковые – вдоль колебаний деталей;
  • лобовые – поперек нагрузок;
  • комбинированные – объединяют 2 предыдущих вида;
  • косые – шов направлен под углом к прилагаемым усилиям в горизонтальной плоскости.

По форме

Виды швов по количеству металла:

  • Вогнутые (ослабленные). Шов формирует ложбинку. Это оптимальный вариант соединения деталей, подвергающихся динамическим нагрузкам. Формируется плавный переход между основным и наплавленным металлом.
  • Нормальные. Шов находится на одном уровне с соединяемыми элементами. Он прочнее вогнутого соединения, но не уступает ему по гибкости.
  • Выпуклые (усиленные). Для таких швов характерен большой расход наплавленного металла и резкий переход к основному материалу. Они дают высокую прочность, но разрушаются при динамических нагрузках. В ответственных конструкциях с них механически удаляют выпуклую часть.

Число слоев и направление

Выделяют однослойные и многослойные швы. Первые подходят для тонкого металла, вторые – для более толстого. Они накладываются в несколько слоев, обеспечивая равномерное распределение нагрузок.

По направлению различают прямолинейные, круговые, вертикальные и горизонтальные соединения. Они требуют разных подходов к формированию для достижения заданных характеристик.