Сварной шов – соединение, выполненное при помощи сварки 2 и более элементов. Его классифицируют по ряду признаков:
- вид соединения. Каким образом соединяются детали;
- положение шва в пространстве. Как осуществляется сварка;
- расположение относительно нагрузок. Как направлены усилия по отношению к местам соединения;
- форма. Количество наплавляемого металла;
- число слоев;
- направление шва.
Виды соединений
По виду соединений выделяют следующие сварные швы:
- Стыковые. Детали располагаются в одной плоскости (допускается небольшое смещение по высоте). Это одна из наиболее распространенных разновидностей соединения. Стыковые сварные швы хорошо выдерживают статические и динамические нагрузки и не поддаются деформациям.
- Внахлестку. Детали заходят одна на другую. Шов может накладываться с одной или двух сторон. Второй вариант более надежен, так как предоставляет возможность снизить требования к точности подгонки стыков.
- Угловые. Детали располагаются под определенным углом друг к другу.
- Тавровые - когда торец одной детали приставляется к плоскости другой детали. Сварка осуществляется с обеих сторон. Такой вариант используют в строительстве для возведения колонн, ферм и схожих объектов.
- Прорезные. Разновидность сварки внахлест используется, когда не хватает обычной длины шва. В одной из деталей может прорезаться отверстие или формироваться паз, что увеличивает протяженность сварки.
- Торцевые. Свариваются подготовленные кромки двух приложенных друг к другу листов металла.
- Соединение электрозаклепками. Довольно редкий вид сварки. В верхней части соединяемой детали формируется отверстие. Через него приваривается нижняя деталь и заполняется вся образовавшаяся полость.
Положение в пространстве
Виды соединений по положению в пространстве:
- Нижнее положение. Наиболее простая разновидность. Детали находятся на горизонтальной плоскости, а корневая часть шва – внизу.
- Горизонтальное соединение. Сварка по наклонным и вертикальным поверхностям. Шов формируется в горизонтальном направлении.
- Вертикальное соединение. Шов формируется сверху вниз или наоборот.
- Потолочное соединение. Корневая часть шва находится выше остальных. Это самый сложный вид сварки, так как помимо неудобного положения требуется избегать контакта с капающим металлом.
Существуют комбинированные варианты, объединяющие несколько положений наложения шва.
Относительно нагрузок
По положению относительно прилагаемых усилий выделяют 4 вида швов:
- фланковые – вдоль колебаний деталей;
- лобовые – поперек нагрузок;
- комбинированные – объединяют 2 предыдущих вида;
- косые – шов направлен под углом к прилагаемым усилиям в горизонтальной плоскости.
По форме
Виды швов по количеству металла:
- Вогнутые (ослабленные). Шов формирует ложбинку. Это оптимальный вариант соединения деталей, подвергающихся динамическим нагрузкам. Формируется плавный переход между основным и наплавленным металлом.
- Нормальные. Шов находится на одном уровне с соединяемыми элементами. Он прочнее вогнутого соединения, но не уступает ему по гибкости.
- Выпуклые (усиленные). Для таких швов характерен большой расход наплавленного металла и резкий переход к основному материалу. Они дают высокую прочность, но разрушаются при динамических нагрузках. В ответственных конструкциях с них механически удаляют выпуклую часть.
Число слоев и направление
Выделяют однослойные и многослойные швы. Первые подходят для тонкого металла, вторые – для более толстого. Они накладываются в несколько слоев, обеспечивая равномерное распределение нагрузок.
По направлению различают прямолинейные, круговые, вертикальные и горизонтальные соединения. Они требуют разных подходов к формированию для достижения заданных характеристик.