Подготовка металла к сварочным и покрасочным работам сопровождается общим этапом – очисткой поверхности от грязи, окалины, ржавчины.
Для обработки используют 3 метода очистки:
- механический;
- химический;
- термический.
Механическая чистка
Самый простой вариант – использовать металлические щетки. Они помогут снять плохо прилегающее покрытие и поверхностную ржавчину. Обработанные таким способом изделия нельзя окрашивать и сваривать. Качество проделанных работ будет крайне низким.
Более эффективный вид механической очистки – использование шлифовальных дисков. Эта процедура требует определенных навыков. Она сопровождается образованием пыли и расходом полезного металла, но предоставляет возможность полностью удалить ржавчину и окалину с поверхностей, к которым есть доступ.
Пескоструйная обработка – один из наиболее эффективных механических способов борьбы с ржавчиной и окалиной. Для сборки оборудования потребуется емкость с абразивом, компрессор подходящей мощности и специальный пистолет-распылитель. Данный метод позволяет удалять ржавчину в наиболее труднодоступных местах (например, внутри стыков свариваемых поверхностей).
Гидроабразивная обработка подразумевает использование воды с абразивом под давлением. В ходе процедуры разрушается окалина, ржавчина и исчезают загрязнения. Эта технология является промышленной, поэтому не подходит для бытового использования.
Химическая чистка
На обрабатываемые поверхности наносят специальные составы:
- смываемые. Требуют обработки водой и быстрой сушки после очистки;
- несмываемые. Благодаря химической реакции ржавчина и окалина преобразуются в прочное покрытие.
Часто используется водный 5%-ный раствор серной/соляной кислоты с ингибитором коррозии. Он предотвращает разрушение полезного металла.
Интересный эффект дает обработка ортофосфорной кислотой. Присутствующая на поверхности ржавчина преобразуется в ортофосфат железа, служащий защитной пленкой от коррозии.
Термическая чистка
Используется кислородно-ацетиленовая горелка, которая удаляет с поверхности материала всю прокатную окалину. Этот способ используется, когда ржавчина только поверхностная, иначе она не удалится в полном объеме. После очистки можно приступать к грунтованию под покраску или сварке (актуально для деталей тоньше 3 мм).
Подготовка кромок под сварку
Если соединяемые элементы имеют толщину более 3 мм и необработанные кромки, проварить металл на всю глубину не получится. При повышении силы тока верхняя часть соединяемых элементов будет чрезмерно нагреваться и утратит свои характеристики.
Для устранения этой проблемы на стыках деталей формируют кромку, соблюдая ряд параметров:
- Угол разделки. Образуется срезами кромок на двух деталях. Он нужен для послойной накладки шва с небольшим сечением. Это обеспечивает более высокое качество соединения.
- Зазор. Формируется между деталями. Это предоставляет возможность выполнить полный провар металла при наложении корневого шва.
- Длина скоса. Устанавливается во избежание появления концентраторов напряжений, если детали имеют разную толщину.
- Притупление кромок. Позволяет обеспечить устойчивое наложение шва. Отсутствие притупления влечет за собой прожоги.
- Смещение кромок. Станет причиной появления дополнительных деформаций и напряжения. Допустимые пределы смещения указаны в ГОСТ и технической документации к деталям.
Формирование кромок осуществляется на специальных станках или с использованием термической резки. Для обработки стали в качестве топлива используется ацетилен, пропан и коксовый газ.